|   | Кристина, 27 В бдсм всего несколько лет.
Опыт маленький, но я поняла, что это мое.
С детства нравилос | 
|   | Вика, 36 Фанатка . Рабыня. Нравится когда принуждают стоять на коленях и доводят до слез.
БЕЗ ФОТО - НЕ | 
|   | Альбина, 34 Молодая, красивая, доминирующая женщина.
Ищу на ком бы посидеть!
Мне нравится FaceSitting. | 
|   | Максим, 46 Доминант с большим стажем. И не только стажем.
Интересуют нижние девушки и мужчины.
Есть | 
|   | Алексей, 29 Хочу найти постоянную девушку, а также интересный секс.
Девушку, готовую к экспериментам. | 
|   | Наташа, 28 В бдсм около 3 лет.
Сильно люблю жесткий секс.
Молодого человека ради которого готова буд | 
|   | Анастасия, 29 Ищу Господина. Хочу стать добычей, вещью настоящего Хозяина. Почувствовать безграничную власть Мужчи | 
|   | Оля, 27 Люблю боллбастинг!!!
Начинающая Госпожа.
Только учусь быть строгой Госпожой.
Иногд | 
|   | Ксюша, 31 Женщина - кошка!
В поиске!
Чтобы сделать из них своих секс-рабов!
ОТ | 
|  | Zjvanetskiy, 29 Люблю эксперименты и пробовать новое 
Давай создадим историю двоих непонятную миллионам БДСМ Зеленогорск
 | 
|  | Кубрик, 30 Доброго времени суток!В теме недавно,но командовать люблю,как и подчинениезависит от девушки.Интерес
 | 
|   | женя, 42   сабмиссив
Госпожу
феминизация страпон флагеляция идругое | 
|   | Любовь Психолог, 48   Госпожа Любовь Психолог давно в теме.
1. Доминирование.
2.Психологическое консультирован | 
|   | Kali, 32   В поиске : воспитанных и преданных Нижних. 
Либо родственных душ в независимости от поз | 
|   | Госпожа АннаКатарина, 48   Большой опыт в BDSM. То. что вы изучаете, я уже давно практиковала | 
|   | Джанго, 35   Познакомлюсь с интересными девушками.
Опыт в БДСМ значительный и разнообразный. Иррумация, пор | 
|   | NIK, 50   Интересуют встречи в пределах региона.
В теме  недавно, ищу госпажу, господина для сессий на и | 
|   | Дмитрий, 41   Спортивный. Ищу разнообразие в сексе. Могу как подчинить, так и подчиниться. Опыт не большой, но оче | 
|   | Сергей, 48   Хочу найти послушную женщину. | 
|   | Рюмочка, 41   Хочу найти мужчину своей мечты!
Люблю путешествовать, походы, песни под гитару, вечера у камин | 
|   | Jazz, 47  бдсм знакомства Только реальные встречи и общение!🔥🔥🔥 | 
|   | Anton, 39 БДСМ Зеленогорск (BDSM) БДСМ Ефимовский 177/82, в/о, без в/п
Немного в теме, попробовал - понравилось, хотелось бы расти дальше в этом | 
|   | Инга, 35   Познакомлюсь с рабом для постоянных встреч. Куни, зд, страпон, фистинг, фф. Я красивая стройная ухож | 
|   | Elmo, 39   ff | 
|   | Catrine, 23   Ищу женщину... для отношений | 
|   | Яков, 39   Ищу девушку рабыню которая готова к моим извращенным фантазиям.
Рост 180 Вес 94  
Нравит | 
|   | Игорь, 63   Женщину строгую госпожу приемлю практически все | 
|   | Евгений, 38   Рабыню, полное подчинение, табу обсудим | 
|   | Роман, 27   Самый главный фетиш - видеть улыбку, смех Госпожи, когда она кайфует от тогл, что делает со мной. Ос | 
|   | Юка, 38   Ищу любителей порки розгами.. | 
|   | Andrei, 30   Пробую себя в роли нижнего, так же интересна позиция свитч. ищу госпожу, табу обсуждаемы.
отве | 
|   | RusFag, 30   #fag #slave #foot #serve #humilation #chestity #sub #cumdump #faggot #record #expose #pig #poppers # | 
|   | Владислав, 22   Ищу Взрослого Хозяина или Пару Хозяев для ЛС рабства | 
|   | Sistine, 40 Госпожа Зеленогорск БДСМ Дубровка Ищу таких же извращенцев, которые любят растягивать очко шлюшке в женском образе, фистинг, страпон, | 
|   | paincucktoilet, 51   I have 6 month of free time now as Im employed now please Mistress. Im real gimp Maso slave
Im | 
|   | Malvina, 29   Вредная Лисичка, предпочтений много, если ты любишь доминировать и не можешь пройти мимо оскарблеоий | 
|   | Иван, 50   ИщуСтрогую Госпожу пару господина раб без табу
Актива с местом . | 
|   | Александр, 21   Открыт к экспериментам, ищу госпожу что не будет вынимать из меня свой страпон. | 
|   | Лиса, 28   Нижние пишите.Нравится фетиш моих ручек,ножек.Ролевые игры.
Вирт в табу.Я за реальные встречи. | 
|   | Сергей, 51   Ищу госпожу. Если честно, то не знаю, чего я хочу, наверное, подчинятся. В теме абсолютный новичок. | 
|   | сашка, 24   парень рост 181 вес 72 член 18,спортивное телосложение | 
|   | Alex, 41   Ищу партнершу для секса с элементами БДСМ. Все только для удовольствия.
Адекватен. | 
|   | Степан, 37   Ищу нижнюю или пару нижних. 
В теме десяток лет.
Люблю сам процесс власти. | 
|   | Александр, 44   Я мазохист, в основном люблю, когда девушка причиняет мне боль и унижает своим телом - топчет ногами | 
|   | masters, 60   ищу нижнюю для длительных отношений . | 
|   | Taller, 42 Домина Зеленогорск БДСМ Дружная Горка Очень люблю жесткий секс. Фиксация, унижения и оскорбления, в меру порку. Приветствую анальный секс. | 
|   | рабыня, 27   Очень нравится находиться в подчинении, обслуживать
Табу: сильная порка, следы, порезы, прокол | 
|   | Катрина, 21   Хочешь чтобы я стала твоей госпожой? 👠
Плати мне приветственную дань у меня на канале или в ли | 
|   | послушание, 55   Ищу очень строгую, справедливую и властную женщину для тематического брака. Мне нравится любовь, без | 
|   | Макс, 42   Девушку до 55 лет. Табу- | 
|   | Владимир, 57   176/63 | 
|   | Maxim, 37   Есть пирг. Интимный Фетишисткам салют! | 
|   | Max Larin, 35   . Всегда помните об ответственности за свою нижнюю!
. Всегда помните о БЕЗОПАСНОСТИ ваш | 
|   | Bolat, 48   Строгий,но добрый господин ищет молодую рабыню | 
|   | Алексей, 44   Хотел бы встретится и познакомиться, впервую очередь с адекватными людьми, понимающими что они хотят | 
|   | FRAYA, 31   люблю довести до экстаза. если мы играем, то играем по-настоящему. нет, я не про показуху типа кожан | 
|   | Dima, 41   Ищу госпожу. Послушный. | 
|   | Саня, 49 Раб Зеленогорск БДСМ Высоцк Послушную. Обожаю фистить девушек, нравится бондаж, порка, иррумация. Табу , дырки в шкурке, не заво | 
|   | Алексей, 40   Наказание есть проявление милосердной справедливости. Иногда оно открывает глаза, помогает увидеть, | 
|   | YourDom, 45   Ищу рабыню послушную, чтоб выполняла все мои приказы. Доминирование, связывание, face-sitting | 
|   | Илья Долинов, 43   1. Хочу найти, и воспитать РАБЫНЮ. И если возможно не одну.
2. В БДСМ мне нравится многое, но | 
|   | MArkinski, 22   Что я хочу найти? Девушек/женщин старше. Они опытны, страстны, прекрасно понимают, чего хотят. | 
|   | kostya, 47   Раб ищет Госпожу из Санкт-Петербурга можно с подругами. Вирт не предлогать. Для длительных отношений | 
|   | Игорь, 39   Мечтаю познакомится с деушкой или подругами от 18 до 65лет. Для их обслуживания и удовлетворения. В | 
|   | Владимир, 24   Послушный нижний с маленьким опытом, готов но все люблю фейситинг и болбастинг, хочу попробовать зол | 
|   | Рома, 24   Ищу госпожу,которая обучит меня всему | 
|   | Fetishfoot, 31   Нравится связывать, использовать игрушки, унижать, приказывать, люблю анальный секс, оральный, класс | 
|   | Госпожа Анастасия, 28   Я — образованная, красивая Госпожа😌
Практикую лайт и бархат, что особенно мне приятно ⚜️ | 
|   | Alex, 37   Верх
Условия и порядок:
Общаемся
Встречаемся попить чаю и решаем да или нет | 
|   | Aleks, 43 Рабыня Зеленогорск БДСМ Вырица ищу мужчину который проведёт мне истязания торса, без анального и орального секса. | 
|   | Lanoria, 28   В поиске. Только Челябинск. | 
|   | Максим, 25   Люблю быть послушной игрушкой Госпожи, доставлять ей удовольствие языком, лизать киску, ножки, анили | 
|   | TOR, 34   Ищу Госпожу 
Нравится пиг , страпон , унижение в меру ,  
Красивый яркий послушный мужчи | 
|   | Алексей, 45   Кто свяжет упакует в мешкй и изнасилует? | 
|   | Анастасия, 29   Парень транс ,хочу найти господина, веселая и общительная,очень послушная | 
|   | Mari, 25   Ищу покорных рабов для различных практик. Ищи меня , пиши мне xozyika1 | 
|   | Анна, 24   Я 159см тихої дівчинки, яка дуже хоче кудись діти свої сексуальні бажання. Для мене дуже важлива тур | 
|   | Алёна, 49   Ищу обычных стабильных отношений с привкусом темы.
Саба на 80 процентов. 
Табу:
- | 
|   | Виктор, 58   Ищу покорную рабыню,можно без опыта,для исполнения желаний господина. Геи и трансы мимо. Только женщ | 
|   | Макс, 31   Привет! Любою куни и фс. Готов ухаживать.
Считаю себя свитч | 
|   | Raimo, 45   Ищу госпожу. Желания разные. Нравиться все , кроме и. | 
|   | Энжи, 36 Господин Зеленогорск БДСМ Всеволожск ищу мужчину хищника который знает чего хочет | 
|   | ЭльФа, 45   Финансовых и бытовых рабов, мужчин, женщин. 
Табу: грязь, садизм | 
|   | Никита, 50   Женщину. Порка, связывание,выкручивание сосков, грубый оральный секс, публичность, групповой секс. Т | 
|   | Игорь, 25   Добрый день, ищу девушку, разделяющую мои интересы для общения. 
На данный момент учусь в вузе | 
|   | Angel, 40   здесь впервые. хочу реализовать свои желания они прекрасны и любимы мной, найти только лучших и адек | 
|   | Marat, 43   Люблю авто и страсть | 
|   | Сергей, 43   Шлюха,сучка,куколд
Игрушка для хозяйки
Табу копро увечие сильная боль | 
|   | Иван, 20   Приветствую, молодой саб неопытен, но готов учиться
и подчиняться вашим приказам, обожаю контр | 
|   | Игоревич, 37   Девушку, одну, для постижения новых границ.
Жесткий секс, , игрушки, публичные скрытые игры | 
|   | Виталий, 51   Интересна прара ж+куколд | 
|   | Sid, 30   Творческий чел. Люблю татуировки  пирг , колоть татуировки кому-то рисовать. Нестандартный секс. Изв | 
|   | DiMon, 50   Настояящую Госпожу или семейную пару на вакансию бытового раба. На фотках все видно. 
Стану по | 
|   | Mistress M, 41 Хозяин Зеленогорск БДСМ Волосово раб/рабыня для особых условий тоже интересны. Подробности - в личку. | 
|   | Послушная шлюшка, 42   Быть в роли раба-шлюхи | 
|   | данил, 25   Ищу доминирующих женщин
высокий, симпатичный, рост 187 вес, 87
табу :куни, публич | 
|   | Максим, 47   Девушку или женщену хорошую красилую, секс рез обезательствбробыть всю ночь, лизать илоскать груди у | 
|   | Алена, 23   Ищу щедрого господина, в теме опыт два года, опыт от лайта до жёсткого. Табу копро и . | 
|   | Лара Фрост, 33   Ищу послушного мальчика щедрого все не собираю. В теме давно. Все обсуждаемо. Есть просто встречи бе | 
|   | MisterX, 37   Ищу нижнюю или верхнюю, сам свитч.
Табу следы, | 
|   | Филипп, 24   Ищу Госпожу 
 Готов на все , полностью погружаюсь в роль
 Милый , послушный , телосложен | 
|   | Nikolay, 42   Facesitting | 
|   | Будет Больно, 35   Я:
 180см
 65кг
Немногословна
Ты:
От 35 лет
Уверен в себе | 
|   | Иван, 34   Бородат, толстоват хожу в тренажерный зал, много читаю.
В теме не так давно. Ищу постоянную ни | 
|   | An, 50   Ищу девушку для БДСМ игр, которой нравится связывание, любое ограничение подвижности. Опыт достаточн | 
|   | Александр, 52 Ищу в Зеленогорске БДСМ БДСМ Вознесенье Профессиональный массажист, медик. Строгий, но справедливый и разумный. Не садист и не тиран. Рабыня | 
|   | Сергей, 33   В поисках девушки которой подчинюсь, покорюсь и отдамся полностью, без остатка. 
Уверен в себе | 
|   | Инкогнито, 43   Спокойный, уравновешенный, темпераментный, чистоплотный.
В поисках своей интересной музы , кот | 
|   | Олег, 43   Большой
Приятную
Доминирование | 
|   | вика, 40   ищу госпожу для феминизации | 
|   | Зоя, 44   Порка, наказания, унижения, фф, фс, зд
Табу:секс, , копро | 
|   | Топпер, 48   Девушку для длительных отношений, возможно с постоянным проживанием совместно. | 
|   | Иван, 24   Тело стройное, вредных привычек не имею. Люблю тему БДСМ, иногда, просто хочется погрузиться и рассл | 
|   | Helen, 26   Ищу обеспеченного Хозяина. Вирт, возможен реал Тула.
Не интересует туалетная тематика. | 
|   | Денис, 31   Хочу найти любительницу куни, которой нравится когда целуют ноги.
, кг. Симпатичный. Пиши все | 
|   | Eva, 30   Ищу интересное времяпровождение в формате секс встреч. Нравится грубость в сексе, но с элементами не | 
|   | Миша, 31   Опыта нет,но хочу попробовать.Не знаю что больше нравится подчинение,или доминирование.Готов к экспе | 
 Живой унитаз для девушку или женщина
 Живой унитаз для девушку или женщина АКЦИЯ ИМЕННАЯ ЛАЗЕРНАЯ ГАВИРОВКА В ПОДАРОК  Стильный мужской кошелек ручной работы выполнен из натуральной кожи (, мм толщиной) от Украинской авторской мастерской MiroS. Этот кошелек - то что нужно для настоящего мужчины В нем нет ничего лишнего - выполнен в минималистическом дизайне, очень удобный и продуманный.  Характеристики кошелька: Показать полностью…- Размеры: в сложенном виде *см, в разложенном - *,см -  карман под полную бумажную купюру -  () кармана под банковские карты, или карман для мелочи - - кармана под карточками для прав или бумаг - Выполнен из натуральной толстой кожи высшего сорта; - Окрашивание кожи производилось вручную; - Отверстия в коже пробивались вручную - Прошит вручную вощеной нитью толщиной  мм (ПОЖИЗНЕННАЯ ГАРАНТИЯ НА ШОВ); - Урез (срез) обработан и заполирован; - Обработан защитным составом - Цвет черныйкоричневый  Не упустите свой шанс купить действительно шикарную вещь по доступной цене Сделайте подарок себе или близкому человеку. И каждый день он сможет вспоминать от кого и при каких обстоятельствах получил этот подарок.  ВЫ МОЖЕТЕ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ НА САЙТЕ ПЕРЕЙДЯ ПО СЫЛКЕ wallets.miros.ua Или связавшись с нами по тел + Так же вы можете заказать лазерную гравировку на кошельке. например имя владельца или пожелание. Это станет приятным сюрпризом для будущего владельца портмоне.  По Украине отправим Новой Почтой наложеным платежем и вы сможете оплатить при получении после осмотра кошелька.
 АКЦИЯ ИМЕННАЯ ЛАЗЕРНАЯ ГАВИРОВКА В ПОДАРОК  Стильный мужской кошелек ручной работы выполнен из натуральной кожи (, мм толщиной) от Украинской авторской мастерской MiroS. Этот кошелек - то что нужно для настоящего мужчины В нем нет ничего лишнего - выполнен в минималистическом дизайне, очень удобный и продуманный.  Характеристики кошелька: Показать полностью…- Размеры: в сложенном виде *см, в разложенном - *,см -  карман под полную бумажную купюру -  () кармана под банковские карты, или карман для мелочи - - кармана под карточками для прав или бумаг - Выполнен из натуральной толстой кожи высшего сорта; - Окрашивание кожи производилось вручную; - Отверстия в коже пробивались вручную - Прошит вручную вощеной нитью толщиной  мм (ПОЖИЗНЕННАЯ ГАРАНТИЯ НА ШОВ); - Урез (срез) обработан и заполирован; - Обработан защитным составом - Цвет черныйкоричневый  Не упустите свой шанс купить действительно шикарную вещь по доступной цене Сделайте подарок себе или близкому человеку. И каждый день он сможет вспоминать от кого и при каких обстоятельствах получил этот подарок.  ВЫ МОЖЕТЕ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ НА САЙТЕ ПЕРЕЙДЯ ПО СЫЛКЕ wallets.miros.ua Или связавшись с нами по тел + Так же вы можете заказать лазерную гравировку на кошельке. например имя владельца или пожелание. Это станет приятным сюрпризом для будущего владельца портмоне.  По Украине отправим Новой Почтой наложеным платежем и вы сможете оплатить при получении после осмотра кошелька. Зарядка для глаз. Добавляем к себе на стену чтобы не забыть и делаем прямо сейчас!Всего  минут в день и ваши глазки скажут вам "спасибо" . Поморгайте часто в течение двух минут — это нормализует внутриглазное кровообращение.Показать полностью…. Скосите глаза вправо, а затем переведите взгляд по прямой линии. Проделайте то же самое в противоположном направлении.. Ощутите темноту. Считается, что погружение в темноту способствует выработке в светочувствительных клетках родопсина — вещества, необходимого для ясного зрения.. Делайте круговые вращения головой: вправо-влево, вверх-вниз. Это активизирует кровообращение.. Упражнение напоминает велотренажер. Перемещайте взгляд в разные стороны: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, восьмеркой.. Зажмурьтесь на - секунд, затем откройте глаза. Повторить  раз. Упражнение расслабляет глазные мышцы и активизирует кровообращение.. Надавите на верхние веки пальцами, но без особых усилий, удерживайте в таком положении около двух секунд. Выполняйте сериями — по - раз. Упражнение улучшает отток внутриглазной жидкости.Встаньте около окна, сосредоточьтесь на предмете, расположенном в непосредственной близости (точка на стекле), а потом переведите взгляд на удаленный объект (дом или дерево). Повторите  раз.. Закройте глаза и медленно перемещайте глазные яблоки вверх-вниз. Повторите - раз.. Открытыми глазами рисуйте в воздухе сначала простые геометрические фигуры, а затем сложные объекты и масштабные композиции.
 Зарядка для глаз. Добавляем к себе на стену чтобы не забыть и делаем прямо сейчас!Всего  минут в день и ваши глазки скажут вам "спасибо" . Поморгайте часто в течение двух минут — это нормализует внутриглазное кровообращение.Показать полностью…. Скосите глаза вправо, а затем переведите взгляд по прямой линии. Проделайте то же самое в противоположном направлении.. Ощутите темноту. Считается, что погружение в темноту способствует выработке в светочувствительных клетках родопсина — вещества, необходимого для ясного зрения.. Делайте круговые вращения головой: вправо-влево, вверх-вниз. Это активизирует кровообращение.. Упражнение напоминает велотренажер. Перемещайте взгляд в разные стороны: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, восьмеркой.. Зажмурьтесь на - секунд, затем откройте глаза. Повторить  раз. Упражнение расслабляет глазные мышцы и активизирует кровообращение.. Надавите на верхние веки пальцами, но без особых усилий, удерживайте в таком положении около двух секунд. Выполняйте сериями — по - раз. Упражнение улучшает отток внутриглазной жидкости.Встаньте около окна, сосредоточьтесь на предмете, расположенном в непосредственной близости (точка на стекле), а потом переведите взгляд на удаленный объект (дом или дерево). Повторите  раз.. Закройте глаза и медленно перемещайте глазные яблоки вверх-вниз. Повторите - раз.. Открытыми глазами рисуйте в воздухе сначала простые геометрические фигуры, а затем сложные объекты и масштабные композиции. «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое.  Наталья Киреева живет в Хельсинки. Недавно она рассказала о системе и принципах местного образования и поделилась своим мнением, почему финское образование считается одним из лучших в мире.Показать полностью…  Согласно международным исследованиям, которые раз в  года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли -е место по естественным наукам и -е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.  Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней: — нижняя (alakoulu), с  по  класс; — верхняя (ylkoulu), с  по  класс.  В дополнительном  классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), – классы в нашем привычном понимании.   принципов «средней ступени финского образования: . Равенство  Школ.  Нет ни элитных, ни «слабеньких. В самой крупной школе страны учится  учеников. В самой маленькой — . Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.  Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.  До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую. Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе, ведь все школы одинаково хороши.  Всех предметов.  Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.  Родителей.  Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.  Учеников.  Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.  Также нет «плохих и «хороших учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.  «Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось, — делилась впечатлениями русская мама.  Учителей.  Нет «любимых или «ненавистных грымз. Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу, не выделяют «любимчиков и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики, и «лирики, и учителя труда.  Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.  Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику. Детям с  класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на  учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от   евро — помощник, до   — учитель-предметник). . Бесплатность  Кроме самого обучения бесплатны:  обеды; экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность; транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров; учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.  Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены. . Индивидуальность  Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки — кратко о главном.  На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое упражнение начальной сложности, получи «отлично. Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.  В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:  Поддерживающее обучение «слабых учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него. Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.  . Практичность  Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое. Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.  В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров на данной местности. . Доверие  Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.  Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее. . Добровольность  Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную профессию и не будут бомбить «двойками. Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.  В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.  Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего.  В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены в прямом смысле. Например, для ученика  класса учитель может найти «окошко в расписании и посадить его на урок во  классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.  Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после  класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный)  класс. . Самостоятельность  Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.  Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.  Учебный процесс в «одинаковых финских школах, тем не менее, организован очень по-разному. Когда и сколько учимся?  Учебный год в Финляндии начинается в августе, с по -е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется – дня осенних каникул и  недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.  Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день. Чему учимся?  – класс:  Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.  – класс:  Начинается изучение английского языка. В  классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за  лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.  В  классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С  по  класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра – раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в  классе.  – класс:  Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков и «для девочек. Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В  классе —  недели знакомства с «трудовой жизнью. Ребята находят себе любое «рабочее место и с великим удовольствием отправляются «на работу. Кому нужны оценки?  В стране принята -балльная система, но до  класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С  по  класс отметки в любых вариантах отсутствуют.  Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma, что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего, фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.  Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят. Мелочи школьной жизни  Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию. Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками. Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках. В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на  минут. Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн. Обучение «у доски не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе). В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом  Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.  Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.
 «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое.  Наталья Киреева живет в Хельсинки. Недавно она рассказала о системе и принципах местного образования и поделилась своим мнением, почему финское образование считается одним из лучших в мире.Показать полностью…  Согласно международным исследованиям, которые раз в  года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли -е место по естественным наукам и -е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.  Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней: — нижняя (alakoulu), с  по  класс; — верхняя (ylkoulu), с  по  класс.  В дополнительном  классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), – классы в нашем привычном понимании.   принципов «средней ступени финского образования: . Равенство  Школ.  Нет ни элитных, ни «слабеньких. В самой крупной школе страны учится  учеников. В самой маленькой — . Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.  Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.  До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую. Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе, ведь все школы одинаково хороши.  Всех предметов.  Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.  Родителей.  Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.  Учеников.  Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.  Также нет «плохих и «хороших учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.  «Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось, — делилась впечатлениями русская мама.  Учителей.  Нет «любимых или «ненавистных грымз. Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу, не выделяют «любимчиков и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики, и «лирики, и учителя труда.  Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.  Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику. Детям с  класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на  учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от   евро — помощник, до   — учитель-предметник). . Бесплатность  Кроме самого обучения бесплатны:  обеды; экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность; транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров; учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.  Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены. . Индивидуальность  Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки — кратко о главном.  На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое упражнение начальной сложности, получи «отлично. Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.  В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:  Поддерживающее обучение «слабых учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него. Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.  . Практичность  Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое. Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.  В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров на данной местности. . Доверие  Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.  Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее. . Добровольность  Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную профессию и не будут бомбить «двойками. Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.  В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.  Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего.  В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены в прямом смысле. Например, для ученика  класса учитель может найти «окошко в расписании и посадить его на урок во  классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.  Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после  класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный)  класс. . Самостоятельность  Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.  Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.  Учебный процесс в «одинаковых финских школах, тем не менее, организован очень по-разному. Когда и сколько учимся?  Учебный год в Финляндии начинается в августе, с по -е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется – дня осенних каникул и  недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.  Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день. Чему учимся?  – класс:  Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.  – класс:  Начинается изучение английского языка. В  классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за  лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.  В  классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С  по  класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра – раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в  классе.  – класс:  Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков и «для девочек. Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В  классе —  недели знакомства с «трудовой жизнью. Ребята находят себе любое «рабочее место и с великим удовольствием отправляются «на работу. Кому нужны оценки?  В стране принята -балльная система, но до  класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С  по  класс отметки в любых вариантах отсутствуют.  Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma, что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего, фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.  Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят. Мелочи школьной жизни  Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию. Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками. Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках. В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на  минут. Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн. Обучение «у доски не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе). В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом  Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.  Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.