|   | Наташа, 28 В бдсм около 3 лет.
Сильно люблю жесткий секс.
Молодого человека ради которого готова буд | 
|   | Ксюша, 31 Женщина - кошка!
В поиске!
Чтобы сделать из них своих секс-рабов!
ОТ | 
|   | Альбина, 34 Молодая, красивая, доминирующая женщина.
Ищу на ком бы посидеть!
Мне нравится FaceSitting. | 
|   | Оля, 27 Люблю боллбастинг!!!
Начинающая Госпожа.
Только учусь быть строгой Госпожой.
Иногд | 
|   | Кристина, 27 В бдсм всего несколько лет.
Опыт маленький, но я поняла, что это мое.
С детства нравилос | 
|   | Вика, 36 Фанатка . Рабыня. Нравится когда принуждают стоять на коленях и доводят до слез.
БЕЗ ФОТО - НЕ | 
|   | Анастасия, 29 Ищу Господина. Хочу стать добычей, вещью настоящего Хозяина. Почувствовать безграничную власть Мужчи | 
|   | Максим, 46 Доминант с большим стажем. И не только стажем.
Интересуют нижние девушки и мужчины.
Есть | 
|   | Алексей, 29 Хочу найти постоянную девушку, а также интересный секс.
Девушку, готовую к экспериментам. | 
|   | ЖЕСТКИЙ, 49 БДСМ Октябрьское  Взрослый, адекватный, опытный, без фанатазма. В тнме более 17 лет. Индивадуальный подход и выбор про | 
|   | Rus, 42   Янижний молодой человек. Чистоплотный воспитаный. Исчу Даму для приятных встреч. | 
|   | Вадим, 41   Ищу хозяйку люблю фейсситинг, футфетишь буду мебелью могу лежать под вами хоть целыми днями | 
|   | YourTop, 23   Ищу девушку желающую попробовать себя в роли нижней. О себе адекватный верх, люблю психологический а | 
|   | Александр, 44   Страпон, куннилингус можно попробовать больше!!! | 
|   | Алекс, 25   Ищу кого-то кому будет интересно подчинять и феминизировать.
Табу: туалетная тема и членовреди | 
|   | Margo, 42   Скорее о тебе:
Ты послушный ягненок 
и
достигатор в социуме 🎱 | 
|   | Дмитрий, 38   Здравствуйте. Мне 35, холост. В теме достаточно давно, интересы обширны, характер гибкий, табу миним | 
|   | Виктория, 37   Ищу куколда , который будет обслуживать меня и моего парня | 
|   | Мари, 37   девушку, женщину, можно двух, которые хотят подчиняться. ролевые игры с элементами унижения, порка, | 
|   | Леха, 27   Я очень милый на вид, сделаю все что пожалает девушка, звони | 
|   | Шамиль, 55  бдсм знакомства Ищу рабыню, готовую подчиняться и унижаться. Остальное при переписке. Встречи на вашей или нейтральн | 
|   | Ксю, 48 БДСМ Октябрьское (BDSM) БДСМ Озерск Пара мж.я би уни,муж би пас. Интересны строго би. Одиночки м с размером строго от18×5 интересны.прак | 
|   | Николай, 26   Ищу хозяйку или хозяина для длительных отношений. Буду вашей послушной вещью… Хочу отказаться ото вс | 
|   | Андрей, 42   Хочу найти: Ту самую Королеву или Послушную спутницу по жизни.
О себе: Интеллигентный, старате | 
|   | Алексия, 38   Очень люблю подчинятся и быть униженным. Люблю переодеваться в женское и быть послушной шлюхой. Вели | 
|   | Михаил, 25   Молодой и строгий хозяин ищет себе покорную рабыню с минимумом табу. Внешность и возраст не принципи | 
|   | Андрей, 40   Ищу строгую госпожу. Раб-мазохист, люблю делать куни, также люблю фейсситтинг, золотой дождик и мног | 
|   | Александр, 37   Ищу виртуальную нижнюю с фото и видео-отчетами. Возбуждают анальные игры, умеренная порка, воск, при | 
|   | Big girl, 32   Ищу послушную девочку для встреч на постоянной основе.Обязательно желаю видеть справку о сдаче анали | 
|   | Oleg, 19   Ищу госпожу. Опыта нет, хочу попробовать. | 
|   | Денис, 29   Очень и Очень пошлый,обожаю не классический секс
много чего пробовал в качестве верха
но | 
|   | Галина, 40   Я бывшая институтка, несостоявшаяся  камергера, действующий библиофил. Ищу партнёра для интеллектуал | 
|   | Den_sub, 52   Есть опыт служения и Хозяйкам и Хозяевам.
Сейчас принадлежу Хозяйке. Но решила выставить меня | 
|   | Зверь, 35 Госпожа Октябрьское БДСМ Нязепетровск Привет, строгий хозяин со своей послушной сладкой сучкой  в неспешном поиске ещё одной хорошенькой п | 
|   | Maleficent, 31   143
-143
0 | 
|   | Футфетиш, 46   Секс и пр.не интересует! Приглашу на футфетиш/ массаж простаты и Лингама/ релакс-массаж платежеспосо | 
|   | Gray, 38   В теме около 5 лет,садист, в поиске мазохистки , флагелляция ,воск,иглы,фаер,бондаж.табу учитываются | 
|   | ashymistress, 33   Молодая, голодная Доминатрикс ищет верных рабов и рабынь. В приоритете реальные встречи.
Я раз | 
|   | Alex, 32   Шибари в обе стороны, подчинение, унижения, фс, фф и прочее. 
В поисках близкого по духу и фан | 
|   | V, 25   Открыта к экспериментам. 
Поддержу любую фантазию, пишите! | 
|   | Владимир, 60   Ищу женщину хочу ей подчиняться огроничений нет но без Садо и фанатизма 
М 175/65/56 | 
|   | Илона, 40   Хочу найти М или М+Ж строгих, адекватных, серьёзных для ярких встреч или сессий. Ждём от вас: порки, | 
|   | Sairus, 38   Верх ищу себе, нижнюю девушку для игр, сессий и развития, | 
|   | Stop, 53   Ищу нижнюю для тематических отношений | 
|   | Макс, 22   Ищу госпожу на каждый день | 
|   | tg names_три шес дев, 36 Домина Октябрьское БДСМ Миньяр Тг: @names_369 Интересное новое, классика не интересна. | 
|   | ALEX, 37   Просто человек | 
|   | Антон, 32   Тема интересна уже давно, но практик и встреч не было.
Только легкое доминирование со стороны | 
|   | Lena, 38   Интересуюсь, опыта нет | 
|   | BaronessaD, 38   Нижнего, покорного и щедрого от 30 до 40. Согласного выполнять приказы со счастьем и благодарностью. | 
|   | LoveLanaDelRey, 37   Есть реальные? Хочу футфетиш и ситтинг на моем лице, взаимную мастурбацию, просмотр порно, люблю обе | 
|   | Prien, 48   Нижнюю можно без опыта, при адекватности научу
Псидоминирование, моральное, физическое унижени | 
|   | Камиль, 44   Господин ищет девушку рабыню, люблю командовать, люблю жесткий секс. | 
|   | Артемий, 19   Ищу парня/девушку фейссит фарт зд копро табу:избиение, анальное доминирование | 
|   | Анжела, 50   Обожаю чувствовать себя бесправной шлюхой и блядью, унижения и оскорбления. | 
|   | Владимир, 69   Хочу встретить женщину любящую доминировать в сексуальных играх. Страпон, фистинг. | 
|   | Слуга, 44   Я хочу постоянных отношений с женщиной. В идеале хочу быть полность под контролем, унижен, отдавать | 
|   | Анджела, 35 Раб Октябрьское БДСМ Кыштым Рост 168,вес 62,грудь 3.отдамся в полное подчинение.ограничения-испорожнения | 
|   | Mikhail, 39   Хочу найти королеву, которая, проведет меня по нити понимания понятия  bdsm! | 
|   | Дьяволица, 31   Практикую👠
Воспитание,команды,приказы
Порка
Анальный страпон сексв т.ч грубый,с м | 
|   | Даниил, 39   Мне 36. Симпатичный фигуристый парень, интересный в общении, чистоплотный и надежный в отношениях. В | 
|   | Ender, 26   Ищу послушную рабыню для работы служанкой, костюм купишь сама, оплата за хорошо выполненную работу о | 
|   | Проказник, 37   Девушку,транси,м с размером не меньше 205
Фистинг,окончание в рот,обоюдный миньет.
Табу | 
|   | Илья, 22   defcongodss@gmail.com 
Есть желание желание подчинится и быть в этой роли в разных вариациях. | 
|   | Sara, 33   Доминация . Сессионно. 
В поиске своего практика. 
-ФФ
-БФ
-фэйсситтинг | 
|   | Evgen, 35   Парень, русский.
Люблю куни, страпон доминировали и подчинение, ролевые игры. | 
|   | sky, 35   Ищу покорную рабыню или 2х рабынь. Все остальное при общении | 
|   | Андрей, 58   В сексе приемлемо все. | 
|   | Леонид, 36   Интересны подчинение, порка, некоторые болевые практики.
Не приелю , все, что связано с туалет | 
|   | Мэри Руслан, 38 Рабыня Октябрьское БДСМ Куса Пара МЖ. Интересна сучка с яйцами. | 
|   | Лилия, 36   Хочу найти хозяйка себе,нравиться подчиняться полностью, | 
|   | Итальянец, 50   В поиске общения с прекрасными доминирующими дамами и их прелестными ножками.
Спортивная фигур | 
|   | R, 49   Ищу женщину ,ж+ж,нравится всё в БДСМ.госпожа,рабыня. Анал,страпон. | 
|   | oleg, 58   Покорную sissy шлюшку. Раба. Для секс утех | 
|   | Aш, 31   В первую очередь девушку,которой интересна тема шибари бондажа так сказать взаимосвязывание друг дру | 
|   | Sergey, 39   Ищу госпожу, любительницу кунилингуса, сверху на лицо. Регулярные встречи. Днепр | 
|   | Артём, 37   Ищу Госпожу, любую всё что связано с БДСМ, очень нравится быть нижним для пары, я адекватный мужчина | 
|   | Ильдар, 45   Здравствуй! Я ищу тебя моя госпожа! | 
|   | Марина, 28   Открыта новому! есть здесь кто живой ? | 
|   | Miki, 36   Привет хочу найти даминруюшая девушка деувушки, нравится очень куни принудитлний золотой дождик Скви | 
|   | Mrs Anna, 33   Мои основные правила : 
Честность
Чистоплотность 
Пунктуальность | 
|   | Ярослав, 29 Господин Октябрьское БДСМ Кунашак Люблю боль, причинять и получать. Не стесняйся - пиши. В вконтакте Ярослав Бетеров | 
|   | Тимур, 29   Девушку или 2-х девушек
Нравится куни,лёгкая доминация, фистинг
Фантазия,ты сверху левая | 
|   | Joe, 30   Ищу Госпожу, котороя поможет окунуться в с головой. Не  опытный, но стратательный и послушный, практ | 
|   | KaliMa, 38   Госпожа по предназначению, не по сексуальным предпочтениям. Мое женское начало гораздо выше и сильне | 
|   | Артем, 38   Нижний...быстро всему учусь!! | 
|   | Екатерина Пара мж, 31   Мы пара м+ж. Ищем девушку для жмж. | 
|   | Роман, 39   Ищу пару жж, или ж, люблю жосткий секс, унежение, поркс | 
|   | Qwatro, 31   Анал | 
|   | Екатерина, 27   Госпожа. Хочу унижать тебя за твои деньги. Платные встречи. Любые желания. | 
|   | pokrepinaliliagma, 35   Лилия 34 года хочу попробывать себя виде нижний | 
|   | Андрей, 50   Би нижний, в первом браке 12 лет был куколдом. Хочу найти опытную доминирующую женщину для создания | 
|   | Денис, 25   Хочу найти госпожу, я верный раб | 
|   | Артур, 42 Хозяин Октябрьское БДСМ Красногорский -Девушку которая любит много секса но с одним партнером. Гетеро пару для дружбы и секса.
-Бдсм | 
|   | Vasy, 30   Шукаю собі
Госпожу або спонсора
Будь ласка звоніте мне мой номер телефона | 
|   | Nazar Stas, 24   Хочу Госпожу или рабиню
Питки
нету табу
мне 20 лет спортивное телосложения | 
|   | Алексей, 43   Хочу найти женщину для подчинения. | 
|   | Алексей, 28   Опыта в БДСМ нет, но хочеться попробовать. Особенно интересует пояс верности,футфетиш,Ballbusting си | 
|   | Андрей, 31   Люблю Баллбастинг хочу получать от этих процедур оргазмы мне нравятся когда мне доят мои яйца и шлëп | 
|   | Cucold, 39   Ищу отношения SexWife, с тематикой подчинения и без. Подчиняюсь… | 
|   | Вика, 35   Хочу найти идеальный мэтч! 
Нравится жесткий секс, хочу побыть твоей игрушкой. 
Люблю ас | 
|   | XXX, 43   ХХХ | 
|   | Rose, 39   Не часто бываю в городе. Ищу девушку, парня или пару, склонных к подчинению. Связывание, депривация | 
|   | Inomjon, 24   Я пока новичок ну сделаю все как следует в тг @SmaterThanU | 
|   | Leila, 32   Властного и в тоже время доброго Мужчину. Для лёгких игр в подчинении, без боли, и грубости. | 
|   | NikiMiki, 27 Ищу в Октябрьском БДСМ БДСМ Коркино Нижний 23 года. 
В поисках единоразовых/многоразовых встреч по теме доминации.
Привлекае | 
|   | Иана, 31   Приоритет тематическое общение и обмен опытом. Возможно, заинтересуюсь адекватным взрослым человеком | 
|   | Illia, 24   Ищу домину в Реале давно хочу попробовать себя в роли раба | 
|   | ХАЙДАР, 58   Взрослый, строгий Господин из ближнего Подмосковья с садистскими наклонностями, умело владеющий иску | 
|   | Just boy, 21   Послушный мальчик, 185 80 17. Ищу хозяев. 
Интересы: Бондаж, Групповой секс, Куколд, Анальный | 
|   | Шех, 45   ищу домину. люблю эксперименты. Табу: копро, увечья
903577869 | 
|   | Мила и Маргарита, 35   ВНИМАНИЕ: мы лесбиянки и не интересуемся интимными отношениями с мужчинами. Мы лишь разрешаем нас об | 
|   | Valera, 57   Женщину от45 нижнию порка девушек унижение в пределах разумного мне 54 170,70 | 
|   | Карина, 31   Встречи на нейтральной территории с мп. Так же есть подружка😊 для жмж | 
|   | varpen, 57   Женщину. В БДСМ нравится шибари, подвес, куни связанной женщине....   оргазмом... | 
|   | Влад, 29   23 года
Девушку\девушек
Классика, ЖМЖ, МЖМ | 
|   | Саша, 46   Люблю подчиняться, нравится многое. Би. 41-175-59-18. познакомлюсь с М, Ж, МЖ | 
 Вэлком)
 Вэлком) Ищу безвольную вещь,суку,тряпку с минимум табу Для выполнения моих прихотей. С М дань Писать сразу с фото.
 Ищу безвольную вещь,суку,тряпку с минимум табу Для выполнения моих прихотей. С М дань Писать сразу с фото. Здоровый рацион - основа хорошей фигуры и отличного самочувствия. Вот так примерно вы должны питаться в течение дня!* мл из всех источников на  кг веса в сутки
 Здоровый рацион - основа хорошей фигуры и отличного самочувствия. Вот так примерно вы должны питаться в течение дня!* мл из всех источников на  кг веса в сутки Эссе: жанр, который учит мыслитьМы учимся мыслить, пока учимся выражать свои мысли. Поговорим об основном образовательном инструменте, который для этого предназначен. Эссе — это жанр с долгой и интересной историей. В литературе с ним связаны имена Монтеня, Кьеркегора, Эмерсона, Камю и многих других мыслителей. В отличие от рассказа или романа, которые традиционно относят к области фикции, эссе — это ещё и важнейший образовательный инструмент. Показать полностью…Когда вы пишете эссе, каждая ваша мысль должна быть самостоятельной. Эссе отражает ваши личные представления о мире — даже если вы их получили только путём усиленного чтения и переработки чужих мыслей. С помощью эссе вы учитесь ассоциировать факты и утверждения из разных источников, строить аргументацию, делать свои знания более чёткими и систематизированными. Во многих университетах США и Великобритании эссе используется как один из главных способов оценки и обучения (особенно это касается факультетов свободных искусств и наук). Эссе, как правило, — это результат работы студента на протяжении всего курса по выбранному предмету; именно его используют преподаватели, чтобы оценить успехи своих подопечных. В российской высшей школе эссе как образовательный инструмент пока не утвердился окончательно, хотя и получил какое-то признание. Сочинения по литературе и русскому языку, над которыми трудится каждое поколение российских школьников, мало напоминают эссеистику. В советские годы этот жанр был глубоко ритуализован и совершенно не годился на то, чтобы развивать самостоятельное мышление. Во многом эти проблемы сохраняются и сегодня. Ниже мы публикуем отрывок из книги «Мозг. Тонкая настройка Питера Уайброу  директора Института неврологии и поведения человека Калифорнийского университета. Он поможет понять, за что эссе так любят в Оксфорде, и почему этот жанр по-прежнему остаётся важнейшей частью образовательного процесса. Британский экономист Джон Мейнард Кейнс, получивший диплом математика в Кембридже в  г., верил в нравственное значение образования — в то, что основная общественная роль университетов заключается в развитии интеллекта и характера путём оттачивания в студентах навыков размышления и общения. Если присутствует эта основа, считал Кейнс, то частности любой избранной профессии освоить гораздо легче. Сегодня, через сто лет, с Кейнсом совершенно согласен Джордж Боуэн, читающий лекции по менеджменту в Королевском колледже и Бизнес-школе имени Саида при Оксфордском университете. Я познакомился с Джорджем на борту парома, плывшего по Ирландскому морю в штормовую погоду, — ничего опасного для жизни, однако достаточно неприятно, чтобы способствовать разговорам с попутчиками, — и очень скоро мы обнаружили общность интересов в теме образования. Джордж, который начал свою преподавательскую карьеру после нескольких десятилетий, проведенных на руководящих постах в текстильной промышленности, — горячий сторонник системы тьюторов, или наставников, которая является отличительной особенностью оксфордского образования с XIX в., а как неформальная традиция существует гораздо дольше. Как объяснил мне Джордж как-то днем, когда мы сидели в комнате отдыха преподавателей в Королевском колледже среди мрачных портретов королей и давно почивших принцев, главным упражнением для развития навыков рассуждений и коммуникации служит эссе. «Я знаю, это звучит слишком просто, — говорил Джордж, устроившись в кресле с чашечкой кофе, — но студенты приходят в Оксфорд для того, чтобы научиться писать эссе. Каждую неделю на протяжении всего учебного года каждый студент пишет мини-работу по теме, которую выбирает вместе с наставником. Главная цель этого упражнения — научиться логически выстраивать аргументы, подводя к конечным выводам. «Я говорю своим ученикам, — продолжает Джордж, — что, если они хотят доказать, что луна не жёлтая, а зеленая, всё в порядке. Мы не спорим о том, что верно, а что нет. Мне просто нужно увидеть, как они выстраивают свою аргументацию и логичны ли сделанные выводы. Я хочу, прочитав два абзаца, понять, как они видят тему своего сочинения, прежде чем пускаться в объяснения. Нам не нужно, чтобы все вопросы были поставлены с самого начала, главное, что автор обдумал тему и лишь затем начал писать. Следовательно, задание состоит в том, чтобы кратко рассмотреть литературные источники, развить свою аргументацию и прийти к разумным выводам. При оценке эссе % — это структура, % — содержание, а всё остальное — это сила и оригинальность доводов, — продолжает Джордж. — Это означает, что студент должен не просто ознакомиться с суждениями авторитетов в данном вопросе, но и дополнить их собственными источниками и авторами. Нам нужно, чтобы студенты не рассказывали нам, что написано в книгах (подразумевается, что они должны читать их), а сопоставляли то, что в них написано, и включались в обсуждение проблемы, излагая собственные мысли. По опыту Джорджа, час занятий с каждым студентом в неделю в сочетании с написанием эссе позволяют наставнику оценить личные навыки и знания подопечного, постепенно поднимая планку, пока тот не освоит дисциплину аналитического мышления. «Так что вы предоставлены сами себе, — поясняет Джордж. — У вас нет другого выхода, кроме как сесть и работать. Мы даём студентам главные жизненные уроки, способы раскрытия достоверной информации, логического мышления и вынесения чётких суждений. Итак, получается, что настоящая работа Джорджа в Королевском колледже состоит не в преподавании менеджмента, а в развитии у студентов правильных привычек с помощью поддержки и заботливого отношения. Оттачивая навыки написания эссе, студенты развивают способность своего мозга к интуитивному обучению и высвобождают мощь орбитофронтальной коры (исполнительного мозга), для того чтобы она выполняла свое предназначение — думать и выбирать. Когда я изложил свои соображения Джорджу, он кивнул. «Эссе — это всего лишь средство, — согласился он, — а интерактивный формат наставничества укрепляет человеческие взаимоотношения между наставником и учеником. Джорджу кажется, что это особенно важно для некоторых иностранных, в том числе американских, студентов, многие из которых не умеют выражать собственные мнения. «Для них это становится в некотором роде шоком, — поясняет Джордж, — потому что многие привыкли просто заучивать факты, пересказывать содержание книги или примечаний к ней, вместо того чтобы отложить её и подумать своей головой. Я предположил, что эта совокупность навыков в чем-то подобна работе хорошего психотерапевта, который начинает с приятной для пациента темы, а затем раскрывает то, что для него значимо (то есть задействует прогрессивную последовательность процесса созревания — привязанность, смысл, привычка и т. д. [...]), а не просто погружается в абстрактную дискуссию. «Это именно так, — ответил Джордж. — Вначале я пытаюсь завязать со студентом важный, значимый разговор: откуда он приехал, какие у него взгляды на жизнь, где он хотел бы видеть себя через несколько лет. А дальше я строю наше общение на том, что узнал из этого разговора, в первую очередь на том, что для человека особенно приятно и особенно хорошо ему удаётся. Зачастую мы преподаём какие-то весьма абстрактные вещи: накопление богатства, провалы в управлении и т. д., и очень важно, особенно вначале, увязать написание эссе и курс лекций с тем, что студентам легко понять. Так что мне приходится связывать аномальные прибыли рынка предметов роскоши с интересом девушек к дизайнерским сумочкам или страсть юношей к авиамоделизму с проблемами Boeing Aircraft, компании, которая, несмотря на свои лидирующие позиции в отрасли, столкнулась с проблемами из-за конкуренции с корпорацией Airbus, пользовавшейся государственной поддержкой. Короче говоря, я стараюсь научить их новому, используя то, что им знакомо. Джордж немного помолчал. «Оксфорд — очень занятное место, — продолжил он, махнув рукой в сторону портретов на стене. — Это частное учебное заведение, которое остаётся таким вот уже примерно тысячу лет. Многие студенты решают поступать сюда именно из-за системы наставничества. Эссе — наш эвристический инструмент. Его корни можно найти у древних греков, в аргументации Сократа и Платона. В период Ренессанса оно было изобретено заново и стало основной формой обучения. Оксфорд и ему подобные места сохраняют свою привлекательность благодаря такой форме образования, основанного на близких личных контактах. В целом, если говорить о независимости и дисциплине, слова у нас не расходятся с делом: в отличие от многих других университетов на моих семинарах никто не сидит просто так. Подразумевается, что, если кому-то не понравится то, что я делаю или говорю, мне об этом сообщат. Для меня после стольких лет в бизнесе эта профессиональная среда кажется очень странной Продуктивность и эффективность здесь определяется вовсе не так, как на рынке, но тем не менее личности с навыками лидерства постоянно проявляются в этих стенах. «А что можно сказать о сегодняшнем дне? — спросил я. — Лишь очень немногие могут попасть в Оксфорд и ему подобные элитные заведения. Что же делать остальным? — «Да, это проблема, — согласился Джордж. — Но давайте всё-таки не терять леса за деревьями. Цель либерального образования — стимулировать в людях воображение и самостоятельность мышления. Это непростая задача в современном мире, где вся информация подается мгновенно, в уже переваренном виде. Здесь мы находимся в привилегированном положении: у наших студентов сильная базовая подготовка, и обычно они жаждут учиться. Я осознаю эту привилегированность, но это отвлекает нас от того, о чём я хочу сказать. Наследие и история таких старинных образовательных заведений показывают нам, что люди обучаются на примерах: именно близкие отношения между студентом и преподавателем дисциплинируют ум и рождают самоконтроль. Это ключ к обучению длиною в жизнь. И это работает. По мере роста уверенности студента в себе растет гибкость его мышления и страсть к фактам, за которыми сегодня надо постоянно следить. Вот урок, который мы должны выносить отсюда и из подобных мест.
 Эссе: жанр, который учит мыслитьМы учимся мыслить, пока учимся выражать свои мысли. Поговорим об основном образовательном инструменте, который для этого предназначен. Эссе — это жанр с долгой и интересной историей. В литературе с ним связаны имена Монтеня, Кьеркегора, Эмерсона, Камю и многих других мыслителей. В отличие от рассказа или романа, которые традиционно относят к области фикции, эссе — это ещё и важнейший образовательный инструмент. Показать полностью…Когда вы пишете эссе, каждая ваша мысль должна быть самостоятельной. Эссе отражает ваши личные представления о мире — даже если вы их получили только путём усиленного чтения и переработки чужих мыслей. С помощью эссе вы учитесь ассоциировать факты и утверждения из разных источников, строить аргументацию, делать свои знания более чёткими и систематизированными. Во многих университетах США и Великобритании эссе используется как один из главных способов оценки и обучения (особенно это касается факультетов свободных искусств и наук). Эссе, как правило, — это результат работы студента на протяжении всего курса по выбранному предмету; именно его используют преподаватели, чтобы оценить успехи своих подопечных. В российской высшей школе эссе как образовательный инструмент пока не утвердился окончательно, хотя и получил какое-то признание. Сочинения по литературе и русскому языку, над которыми трудится каждое поколение российских школьников, мало напоминают эссеистику. В советские годы этот жанр был глубоко ритуализован и совершенно не годился на то, чтобы развивать самостоятельное мышление. Во многом эти проблемы сохраняются и сегодня. Ниже мы публикуем отрывок из книги «Мозг. Тонкая настройка Питера Уайброу  директора Института неврологии и поведения человека Калифорнийского университета. Он поможет понять, за что эссе так любят в Оксфорде, и почему этот жанр по-прежнему остаётся важнейшей частью образовательного процесса. Британский экономист Джон Мейнард Кейнс, получивший диплом математика в Кембридже в  г., верил в нравственное значение образования — в то, что основная общественная роль университетов заключается в развитии интеллекта и характера путём оттачивания в студентах навыков размышления и общения. Если присутствует эта основа, считал Кейнс, то частности любой избранной профессии освоить гораздо легче. Сегодня, через сто лет, с Кейнсом совершенно согласен Джордж Боуэн, читающий лекции по менеджменту в Королевском колледже и Бизнес-школе имени Саида при Оксфордском университете. Я познакомился с Джорджем на борту парома, плывшего по Ирландскому морю в штормовую погоду, — ничего опасного для жизни, однако достаточно неприятно, чтобы способствовать разговорам с попутчиками, — и очень скоро мы обнаружили общность интересов в теме образования. Джордж, который начал свою преподавательскую карьеру после нескольких десятилетий, проведенных на руководящих постах в текстильной промышленности, — горячий сторонник системы тьюторов, или наставников, которая является отличительной особенностью оксфордского образования с XIX в., а как неформальная традиция существует гораздо дольше. Как объяснил мне Джордж как-то днем, когда мы сидели в комнате отдыха преподавателей в Королевском колледже среди мрачных портретов королей и давно почивших принцев, главным упражнением для развития навыков рассуждений и коммуникации служит эссе. «Я знаю, это звучит слишком просто, — говорил Джордж, устроившись в кресле с чашечкой кофе, — но студенты приходят в Оксфорд для того, чтобы научиться писать эссе. Каждую неделю на протяжении всего учебного года каждый студент пишет мини-работу по теме, которую выбирает вместе с наставником. Главная цель этого упражнения — научиться логически выстраивать аргументы, подводя к конечным выводам. «Я говорю своим ученикам, — продолжает Джордж, — что, если они хотят доказать, что луна не жёлтая, а зеленая, всё в порядке. Мы не спорим о том, что верно, а что нет. Мне просто нужно увидеть, как они выстраивают свою аргументацию и логичны ли сделанные выводы. Я хочу, прочитав два абзаца, понять, как они видят тему своего сочинения, прежде чем пускаться в объяснения. Нам не нужно, чтобы все вопросы были поставлены с самого начала, главное, что автор обдумал тему и лишь затем начал писать. Следовательно, задание состоит в том, чтобы кратко рассмотреть литературные источники, развить свою аргументацию и прийти к разумным выводам. При оценке эссе % — это структура, % — содержание, а всё остальное — это сила и оригинальность доводов, — продолжает Джордж. — Это означает, что студент должен не просто ознакомиться с суждениями авторитетов в данном вопросе, но и дополнить их собственными источниками и авторами. Нам нужно, чтобы студенты не рассказывали нам, что написано в книгах (подразумевается, что они должны читать их), а сопоставляли то, что в них написано, и включались в обсуждение проблемы, излагая собственные мысли. По опыту Джорджа, час занятий с каждым студентом в неделю в сочетании с написанием эссе позволяют наставнику оценить личные навыки и знания подопечного, постепенно поднимая планку, пока тот не освоит дисциплину аналитического мышления. «Так что вы предоставлены сами себе, — поясняет Джордж. — У вас нет другого выхода, кроме как сесть и работать. Мы даём студентам главные жизненные уроки, способы раскрытия достоверной информации, логического мышления и вынесения чётких суждений. Итак, получается, что настоящая работа Джорджа в Королевском колледже состоит не в преподавании менеджмента, а в развитии у студентов правильных привычек с помощью поддержки и заботливого отношения. Оттачивая навыки написания эссе, студенты развивают способность своего мозга к интуитивному обучению и высвобождают мощь орбитофронтальной коры (исполнительного мозга), для того чтобы она выполняла свое предназначение — думать и выбирать. Когда я изложил свои соображения Джорджу, он кивнул. «Эссе — это всего лишь средство, — согласился он, — а интерактивный формат наставничества укрепляет человеческие взаимоотношения между наставником и учеником. Джорджу кажется, что это особенно важно для некоторых иностранных, в том числе американских, студентов, многие из которых не умеют выражать собственные мнения. «Для них это становится в некотором роде шоком, — поясняет Джордж, — потому что многие привыкли просто заучивать факты, пересказывать содержание книги или примечаний к ней, вместо того чтобы отложить её и подумать своей головой. Я предположил, что эта совокупность навыков в чем-то подобна работе хорошего психотерапевта, который начинает с приятной для пациента темы, а затем раскрывает то, что для него значимо (то есть задействует прогрессивную последовательность процесса созревания — привязанность, смысл, привычка и т. д. [...]), а не просто погружается в абстрактную дискуссию. «Это именно так, — ответил Джордж. — Вначале я пытаюсь завязать со студентом важный, значимый разговор: откуда он приехал, какие у него взгляды на жизнь, где он хотел бы видеть себя через несколько лет. А дальше я строю наше общение на том, что узнал из этого разговора, в первую очередь на том, что для человека особенно приятно и особенно хорошо ему удаётся. Зачастую мы преподаём какие-то весьма абстрактные вещи: накопление богатства, провалы в управлении и т. д., и очень важно, особенно вначале, увязать написание эссе и курс лекций с тем, что студентам легко понять. Так что мне приходится связывать аномальные прибыли рынка предметов роскоши с интересом девушек к дизайнерским сумочкам или страсть юношей к авиамоделизму с проблемами Boeing Aircraft, компании, которая, несмотря на свои лидирующие позиции в отрасли, столкнулась с проблемами из-за конкуренции с корпорацией Airbus, пользовавшейся государственной поддержкой. Короче говоря, я стараюсь научить их новому, используя то, что им знакомо. Джордж немного помолчал. «Оксфорд — очень занятное место, — продолжил он, махнув рукой в сторону портретов на стене. — Это частное учебное заведение, которое остаётся таким вот уже примерно тысячу лет. Многие студенты решают поступать сюда именно из-за системы наставничества. Эссе — наш эвристический инструмент. Его корни можно найти у древних греков, в аргументации Сократа и Платона. В период Ренессанса оно было изобретено заново и стало основной формой обучения. Оксфорд и ему подобные места сохраняют свою привлекательность благодаря такой форме образования, основанного на близких личных контактах. В целом, если говорить о независимости и дисциплине, слова у нас не расходятся с делом: в отличие от многих других университетов на моих семинарах никто не сидит просто так. Подразумевается, что, если кому-то не понравится то, что я делаю или говорю, мне об этом сообщат. Для меня после стольких лет в бизнесе эта профессиональная среда кажется очень странной Продуктивность и эффективность здесь определяется вовсе не так, как на рынке, но тем не менее личности с навыками лидерства постоянно проявляются в этих стенах. «А что можно сказать о сегодняшнем дне? — спросил я. — Лишь очень немногие могут попасть в Оксфорд и ему подобные элитные заведения. Что же делать остальным? — «Да, это проблема, — согласился Джордж. — Но давайте всё-таки не терять леса за деревьями. Цель либерального образования — стимулировать в людях воображение и самостоятельность мышления. Это непростая задача в современном мире, где вся информация подается мгновенно, в уже переваренном виде. Здесь мы находимся в привилегированном положении: у наших студентов сильная базовая подготовка, и обычно они жаждут учиться. Я осознаю эту привилегированность, но это отвлекает нас от того, о чём я хочу сказать. Наследие и история таких старинных образовательных заведений показывают нам, что люди обучаются на примерах: именно близкие отношения между студентом и преподавателем дисциплинируют ум и рождают самоконтроль. Это ключ к обучению длиною в жизнь. И это работает. По мере роста уверенности студента в себе растет гибкость его мышления и страсть к фактам, за которыми сегодня надо постоянно следить. Вот урок, который мы должны выносить отсюда и из подобных мест.