Обнаружение своего настоящего "Я"Однажды вечером, во время вечернего полета в Калифорнию,где нам предстояло провести тренинг, мы начали обсуждать различныеуровни личностного роста, через которые проходили вПоказать полностью…ходе нашей внутренней работы. Частью нашего обсуждения былото, сможем ли мы когда-либо, условно говоря, «увидеть свет вконце тоннеля, так как каждому из нас приходилось постоянносталкиваться с большим количеством боли по мере того, как мы«раскапывали слои невротических привычек и нерешенных проблемнашего прошлого. Нам также было интересно, одни ли мыпроходим через процесс так называемого «раздевания луковицы,или все это применимо ко всем. Мы находились в полете несколькочасов и на протяжении всего этого времени записывали нашинаблюдения и сравнивали наш опыт. Когда мы приземлились, тоу нас родилась следующая модель, над которой мы продолжилидумать и которую продолжили улучшать в течение нескольких последующихлет.Тот вывод, к которому мы в конце концов пришли в тот вечерв самолете, было громогласное «да . Наше убеждение в том, чтопроцесс «раскапывания своего настоящего «Я является точнымописанием процесса трансформации, нашло свое подтверждениепо прошествии времени. Несмотря на то что раскапывание различных пластов нашей психики означало, что нам придется пройтичерез слои боли и негатива, осознание старого накопленногопсихического мусора, который нам не хотелось трогать, это все-таки стоит делать. В ходе этого процесса можно раскопать нашеСущностное «Я , наше «золотое ядро, которое не только ждетнас, но и умоляет нас его найти.Работа должна пройти через каждый слой, когда мы будем раскапыватьстарые внешние структуры личности, что позволит нампройти глубже, к более глубоким истинным качествам нашего настоящего«Я . Так как мы сами несколько лет проходили через этотпроцесс, то мы идентифицировали девять о т ч е т л и вы х пластовпроцесса самообнаружения. Эти девять пластов не соответствуютни девяти типам личности, ни девяти Уровням развития каждоготипа. Рассматривайте их как различные «миры, с которымивы столкнетесь по мере того, как вы будете исследовать глубже иглубже Сущностные качества вашей духовной природы, — это какдевять «одежек луковицы.По мере того как мы еще думали и рассуждали по поводу пластови обучали этому своих студентов в течение нескольких лет, мыне только убедились в правде и полезности этой теории, но и увиделите ее части, которые обнаружили другие люди, занимающиесядуховной работой в других системах. Эта карта процесса трансформациисоединяет то понимание, к которому приходят все, ктосталкивается на своем пути с препятствиями Внутренней работы.ПЕРВЫЙ ПЛАСТ: Наше обычноепредставление о себеЭтот первый пласт состоит из идей и представлений о том, кембы мы хотели быть и как мы автоматически себя себе представляем.Это обычно включает в себя некоторую степень величия и иллюзии.Например, мы можем думать о том, что никогда не обманываемили никогда не опаздываем, или всегда сначала думаем о других,а потом о себе, и так далее. У нас также могут быть и негативныеточки зрения по поводу нас самих: что мы невнимательны, или необразованны,или у нас нет спортивных данных. Находясь под влияниемсвоей личности, мы редко ставим под сомнение эти глубокосидящие в нас представления о себе, и мы заводимся с полоборота и сильно реагируем, если другие люди ставят под сомнение или не разделяют наше (иллюзорное) представление о себе.ВТОРОЙ ПЛАСТ: Наше действительноеповедениеЕсли мы пойдем по пути Внутренней работы и начнем себякакое-то время наблюдать, мы станем замечать, что наше поведениене соответствует нашему представлению о себе. Это осознаниепозволит нам добраться до второго пласта, когда мы начинаем«ловить себя в действии. Мы можем думать о себе, что мы всегдаговорим правду, но в действительности мы можем начать замечать,как часто обманываем себя для того, чтобы избежать конфликтаили сделать людям приятное.К счастью, у каждого из нас бывают спонтанные моменты, когдамы можем увидеть правду о нас самих и о наших возможностях,которые больше того, что мы предполагаем. Но для того, чтобыэти моменты длились дольше и они происходили чаще, мы должныреально оценить, что с нами происходит, для того чтобы начатьискать пути чаще и чаще жить осознанно. Это означает, чтомы будем искать то, что поможет нам на нашем пути внутреннейработы, — книги, практики, друзей или профессионалов, как тотерапевтов или учителей. Только для того, чтобы оставаться науровне этого пласта, не говоря уж о том, чтобы двигаться глубже,нам необходимо все больше и больше развивать нашу способностьприсутствовать в Настоящем. Чем глубже мы идем, тем большеПрисутствия нам потребуется.ТРЕТИЙ ПЛАСТ: Наши внутренниеотношения и мотивацииЕсли мы будем продолжать свой Путь, начнем замечать своеотношение к происходящему и причины, которые влияют на наше поведение. Что заставляет нас делать то, что мы делаем?Мы делаем что-то, чтобы на нас обратили внимание? И ли потомучто мы обижены на свою маму? И ли потому что мы хотимосвободиться от своего чувства боли или стыда? Психоанализили большинство способов терапевтической работы ставят своейцелью добраться и осознать этот уровень «себя с тем, чтобынаше поведение не было автоматически обусловлено бессознательнымиимпульсами. Чем больше мы задумываемся над этимивопросами, тем более амбициозными становятся наши ответы,так как часто невозможно сказать, что является причиной тогоили иного поведения.На уровне этого пласта мы видим глубину того, как мы научилисьсебя вести и какие привычки приобрели, а также то, сколькоиз всего этого уходит корнями в проблемы целого поколения нашихпредков и нашей культуры. Основная мотивация нашего типа(особенно наша Основная Боязнь и Основное Желание) являетсяважным барьером, который не позволяет нам освободиться от автоматическихпривычек нашей личности и ее реакций. Понимаянаши мотивации, мы начинаем ловить обрывки того, чего же насамом деле хочет наша душа. Наши мотивации говорят нам о том,чего, по нашему мнению, нам не хватает и чего, соответственно,мы хотим в той или иной форме.ЧЕТВЕРТЫЙ ПЛАСТ: Наши глубинныеэмоции и напряжениеПо мере того как мы будем больше себя осознавать в Настоящем,мы начнем обнаруживать свои ощущения, что происходит снами в данный конкретный момент. Например, на уровне пласта мы понимаем, что делаем вид, что заинтересованы в том и ли иномразговоре на вечеринке.На уровне пласта з мы понимаем, что нам на самом-то делехочется с этой вечеринки уйти, а на уровне пласта мы можемобнаружить, что чувствуем некое возмущение в желудке или напряжениев области плеч или шеи.Если мы разовьем в себе способность в достаточной степенинаблюдать себя, мы начнем замечать более тонкие уровнимышечного или энергетического напряжения в своем теле илиже те области нашего тела, где энергии нет или она заблокирована.Расслабление и дыхание могут сыграть здесь важную роль.Пласт требует намного большей способности чувствовать своетело в Настоящем, чем это требуется на уровне предыдущихпластов.ПЯТЫЙ ПЛАСТ: Наши ярость, Стыд, Страхи Сексуальные влеченияЕсли мы сможем пройти через процессы, через которые нампридется пройти на уровне Пласта , по мере продвижения ещеглубже мы столкнемся с более примитивными — и, возможно, болееболезненными для нас — эмоциональными состояниями. Этовключает в себя три «основные эмоции Эго: гнев, с ты д и с тр а х ,которые управляют, соответственно, Инстинктивной, Эмоциональнойи Интеллектуальной Триадами.Также на уровне этого Пласта мы сталкиваемся с примитивнымиинстинктивными энергиями (основой инстинктивных проявлений)в их самой несовершенной форме — жажда к самосохранению,жажда социальной связи с сородичами и сексуальная жажда.На этом же уровне проявляются и примитивные состояния привязанности,недовольства и отрицания. Находясь на уровне этогопласта, мы обычно чувствуем себя очень некомфортно, и вот почемунам нужны практики расслабления, а также, что особенно важно,нам необходимо занять позицию неосуждения в отношениитого, что мы можем в себе обнаружить по мере того, как мы будемпрорабатывать те вещи, которые начнут проявляться. Традиционнаяпсихотерапия останавливается на уровне этого пласта.ШЕСТОЙ ПЛАСТ: Наши Скорбь, Раскаяниеи Неполноценность ЭгоЭтот пласт не имеет ничего общего с виной или обычнымичувствами печали или потери, что мы переживаем в течение нашейжизни. Это, вернее, душераздирающая скорбь и естественноераскаяние, с которыми мы сталкиваемся, когда нам становитсяясно, насколько глубоко и полностью мы отделились от нашейСущности.Этот пласт подразумевает, что на этом уровне мы должны пройтичерез большое количество «осознанного страдания, когдаищущий допускает это с намерением пройти не только через процесс,но и найти правду. Страдание, через которое мы здесь проходим,является очищающим в самом хорошем смысле этого слова,освобождающим нас от всех еще оставшихся иллюзий нашего Эго,так как на эти иллюзии мы уже смотрим через призму Сущностии правды. Здесь уже нет плохих или хороших, и поэтому уже некоговинить за то состояние, в котором мы находимся. Когда ужевсе сказано и сделано, этот пласт ощущается как сильная скорбьпо поводу того состояния, в котором находится человечество, как ощущение сильного огня, особенно в области сердца. В духовныхтрадициях этот пласт ассоциируется с понятием Темной НочиДуши.СЕДЬМОЙ ПЛАСТ: ПустотаЭтот пласт описан во многих Восточных религиях, особенно вБуддизме. На этой стадии мы в полной мере осознаем, что нашаЛичность — это не что иное, как временная конструкция, история,которую мы себе очень долго рассказывали. Однако тем не менееуход от знакомого Эго ощущается как прыжок в бездну, как то, какесли бы мы упали с края нашего мира. Поэтому нужна особогорода вера, чтобы справиться с ужасом и отчаянием, которые неизбежноявляются частью этого пласта.На уровне этого пласта мы оплакиваем свою личность, так какона умирает. Но если у нас будет достаточно поддержки и веры,чтобы продолжить движение и преодолеть это препятствие, то мыможем найти то, чего совершенно не ожидаем. Вместо агонии (аэто ожидает наша личность) то, что для личности представлялоськак «н и ч то , является как «все, как «сияющая Пустота (что вДзен-буддизме называется Ш ун ъ я та ), из которой все происходит.Все, что мы знаем как существующее, происходит из Пустоты, онаполностью пустая, но в то же время наполнена возможностями.Это наша свобода и источник жизни. На этом этапе уже исчезаетразличие между наблюдателем и наблюдаемым: что переживаетсяи кто переживает становятся единым.ВОСЬМОЙ ПЛАСТ: Истинное «ЯКак ни странно, но внутри этого состояния пустоты мы до сихпор ощущаем себя человеческими существами, эффективно функционирующимив этом мире, но наша самоидентификация сосредоточенавокруг нашей Сущности, и нашими действиями руководитВсевышняя осознанность, а не проекты и занятия нашейличности. Чувство личности, индивидуальности остается, но оносоединяется с любовью, благодарностью, благоговением и экзальтацией,изливающихся из нашей души навстречу Бытию в его бесчисленныхпроявлениях.Это пласт, на уровне которого мы в полной мере олицетворяемсобой нашу личную Сущность, что в некоторых священных религияхназывается состоянием «Я есть. В Суфизме это называетсяличной Жемчужиной, Сущностным «Я , личным образом Все вышнего. В Христианстве этот пласт означает начало приобретенияБлаженного Видения, состояния, когда индивидуальное «Я переживает экстатическое постижение Божественного.ДЕВЯТЫЙ ПЛАСТ: Безличностное,Универсальное существоОб этом пласте невозможно сказать многое, так как он не можетбыть описан словами: все явления, независимо от степени ихтонкости и возвышенности, происходят из него. Если ищущийбыл в достаточной степени благословлен, чтобы с упорством идтипо своему пути в поисках Всевышнего, его душа в конце концовпридет к мистическому соединению с Богом. Это единение в некоторыхрелигиях называется Наивысшим, или Абсолютом. Этодостижение полной недвойственной осознанности, полного слиянияиндивидуального сознания с Богом так, что существует толькоБожественное сознание. Индивидуальное «я и Всевышний — этоодно целое. Это состояние сознания выходит за рамки индивидуальногосуществования и проявляется как безличностная Сущностнаяосознанность, безграничное Бытие, из которого расцветаетпроявленная Вселенная.Это конечный пункт назначения, который обещан ищущим великимимистическими религиозными учениями, но очень редкокто может с достаточной степенью постоянства прийти к этомусостоянию сознания. В истории только выдающиеся мистики илисвятые по-настоящему проживали свою жизнь в состоянии такойглубокой осознанности. Но большинство из нас могут, по крайнеймере, его попробовать, и часто этого оказывается достаточно. Еслихотя бы раз в жизни кому-то удастся почувствовать это состояние,то это может изменить его жизнь кардинальным образом. Кактолько мы на собственном опыте сможем убедиться в единстве существования,то мы уже не станем относиться к людям, к себе илик подаркам судьбы таким же образом, как относились ранее.